Все велосипедные педали можно разделить на два больших типа –контактные и т.н. «топталки». Начнем с последних.
Топталками педали называются, потому что усилия на них передается путем нажатия на них ногой сверху. Такие педали вы можете использовать с любой обувью, желательно чтобы это была обувь с плоской подошвой – во избежание соскальзывания ноги.
Топталки отличаются друг от друга, прежде всего, материалом из которого они изготовлены, и уровнем исполнения. Самые простые сделаны из пластика на насыпных подшипниках. Более прочные педали сделаны из порошкового металла. Педали, сделанные из высокопрочного пластика, чаще имеют уже промышленный подшипник. Существуют также различные варианты алюминиевых педалей на одном или двух промподшипниках.
Ещё бывают различные варианты педалей, которые складываются. Это удобно при хранении и транспортировке. Чаще такие ставят на складные велосипеды.
Из плюсов педалей начального уровня можно отметить лишь два – это то, что они недорогие и всегда доступны. Из минусов таких педалей можно отметить то, что они достаточно плохо крутятся, довольно хрупкие и быстро выходят из строя.
Педали среднего уровня выполнены из более качественного материала. Подшипники там, конечно, тоже насыпные, но крутиться они будут получше, ну и соответственно «ходить» они будут немножко дольше.
Самым хорошим вариантом являются педали на промышленных подшипниках: они отлично крутятся; сделаны, как правило, из наиболее качественных материалов; и будут долго «ходить». Есть модели, которые еще и очень лёгкие.
Хотелось бы отметить, что хорошая топталка – это всегда широкая платформа и наличие съемных шипов, которые вы можете, при необходимости, поменять. Благодаря таким особенностям, шанс того что ваша нога соскользнёт с педали в процессе езды минимальный.
Переходим к контактным педалям. Такие педали бывают двух видов: для горного велосипеда (они еще называются mtb) и для велосипеда шоссейного, который носит название road.
В чем же основная фишка контактных педалей? Благодаря таким педалям обеспечивается жесткая связь между ботинком и велосипедом. Таким образом, вы можете не только давить на педаль, но еще и тянуть её. Тем самым у вас будут задействованы разные группы мышц и, в конечном счёте, вы будете меньше уставать при езде на дальние расстояния.
Принцип устройства контактных педалей достаточно прост: он представляет из себя собственно саму педаль и ответную часть педали, которая называется «шип». Шип крепится в специальное место на вашем велоботинке. Вы можете отрегулировать его положение в зависимости от ваших предпочтений и удобства. Использовать контактные педали нужно со специальной велосипедной обувью, потому что в обычной обуви ездить с ними нет никакого смысла.
После того как мы прикрутили шип к нашему ботинку, мы уже можем «встёгиваться» в педали. Для этого шипом на ботинке мы упираемся в переднюю часть педали и делаем легкое нажатие – до щелчка. Теперь ваши ноги надежно зафиксированы на педалях.
А что же делать, если вам надо остановиться и снять ногу с педали? Для этого мы выстёгиваем ботинок легким движением пятки в сторону. Отрегулировать степень усилия встёгивания и выстёгивания можно специальным регулировочным винтом.
У контактных педалей для шоссейного велосипеда принцип работы такой же, однако они отличаются по своей форме. Также они отличаются по форме шипа, с которыми они используются. Кроме того, с ними используется и другая велообувь. Основная причина различий в том, что контактные педали для шоссейного велосипеда должны обеспечить большую площадь соприкосновения ботинка с педалью – для лучшей передачи усилия.
Если вы являетесь счастливым обладателем горного велосипеда и пока не определились на каких же педалях вам будет кататься комфортнее, существуют универсальные решения – это комбинированные педали. Они представляют из себя: с одной стороны – педаль контактную, а с другой – платформу топталки. То есть, вы можете их использовать, как с велообувью, так и с обычной обувью. Из минусов таких педалей – рабочая поверхность у них располагается, либо с одной, либо с другой стороны – в зависимости от типа обуви, которую вы используете. Это может быть не всегда удобно
.
Шипы к контактным педалям вы можете приобрести и отдельно от педалей. Выбирая шипы, стоит обратить внимание на то к какой именно педали шип выбирается (горная или шоссейная), обратить внимание на то, какой производитель, потому что в зависимости от этого шипы также могут отличаться. И, если это шипы для шоссейных педалей, обратите внимание на то что они отличаются по углу разворота – в зависимости от уровня вашей подготовки.
В завершение заметим: велосипедные педали продаются парами, причём на левой педали левая резьба, а на правой – правая. Обратите на это внимание, когда будете их устанавливать или снимать.
И небольшой совет: при установке педали всегда смазывайте резьбу густой смазкой, это предотвратит их прилипание, а в дальнейшем упростит снятие.